Ближайшая выездная программа:
28 октября - 4 ноября 2017
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: весенняя выездная программа – ДЕЛО СДЕЛАНО!

Выездная сессия Мастерской на весенние каникулы.
21 – 28 марта 2015 года.
Программа: НАРНИЯ. За сто лет до весны.
Место проведения: Гостевой дом «Семёновское», Московская область, Талдомский район.
Участники: 27 человек, школьники в возрасте от 7 до 15 лет.
Ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич, Юлия Нестеренко, Михаил Быковский.

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Книга Иисуса, сына Сирахова, гл.2, 1-3

КРАТКО О НАРНИИ И СОБЫТИЯХ ПРОГРАММЫ

КРАТКО О НАРНИИ
В сказке «Племянник чародея» из цикла «Хроники Нарнии» К.С. Льюис рассказывает о том, как двое детей силой чародейства оказываются свидетелями рождения из пустоты нового мира – Нарнии. Добрые разумные создания Нарнии получают в день сотворения от Творца Аслана* заповеди любви друг к другу, хранения Нарнии и разумного управления ею. *Аслан – Великий Лев, творец Нарнии и других миров. Автор использует этот образ в сказке, чтобы ярко представить перед детьми идею сотворения мира из небытия силой Слова. Читать далее>>

Идиллию нарушает только злая колдунья Джадис, проникшая в Нарнию из разрушенного мира Чарн. Но Аслан оградил до времени свою добрую страну от зла и поэтому Нарнии предстоит еще долгие века наслаждаться покоем. В следующей сказке из того же цикла, автор вновь отправляет детей из нашего мира в Нарнию. Однако те застают Нарнию порабощенной злой колдуньей. Она правит уже сто лет. И все эти годы в Нарнию не приходит весна. Льюис умолчал о том, как случилось, что королевская династия, начавшаяся с Франциска и Елены, прервалась, Древо Жизни сгинуло, а нарнийцы оказались под властью злой колдуньи?

Вот мы и взяли на себя труд додумать, как это произошло.
В первую очередь, необходимо пророчество Аслана о Древе и о будущем, ожидающем Нарнию. Итак, замысел Аслана о его мире был таков, что в свое время Древо должно было увянуть. И еще на заре времен Творец сказал первому королю: «Пока Древо цветет, век нарнийцев будет очень долгим и времена будут проходить незаметно. Нарния будет счастливой и беззаботной страной. Но так будет не всегда. Придет другая эпоха. Короли и народ должны будут встретиться лицом к лицу со злом и благодаря этому они узнают меня более, чем знали их отцы».

О СОБЫТИЯХ, ПОЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ
Древо увяло во время правление Франциска VI Суора. Король опасался за свою страну и потому впервые в истории этого мира создал армию, чтобы защитить ее от зла. На его судьбу выпало впервые вступить в открытый бой с врагами Нарнии и одержать первую великую победу. Читать далее>>

Колдунья стала его пленницей. И в Нарнии началась столетняя зима. А через короткое время колдунья взошла на престол в Кэр Паравале и стала королевой Нарнии. Подробности этих событий пусть пока останутся тайной, которую откроют те, кто шаг за шагом пройдут эту историю вместе с королем Франциском и попробуют самостоятельно принять решения в тех трудных ситуация, в которые ему назначила судьба.

ЗАМЫСЕЛ ПРОГРАММЫ

Кажется, истинное благородство, рыцарство, возможны только в том случае, если человек верит в сверхчувственное*. Именно тогда, когда человек полагает служение идее выше чувственных ценностей и выше собственной жизни, он способен явить в себе образ величия поистине свободного человека.

*Сверхчувственное – по П.А.Сорокину, превосходящее чувства и разум человека, духовное. То, о чем апостол Павел говорит: «не видел того глаз, не слышало то ухо, не приходило то на сердце человеку…» (1 Коринф. гл. 2, 9)

Читать далее>>

Но если жизнь человека замкнута наличным опытом и не предполагает присутствия в мире незримого и непостижимого чувствами и разумом, то и поступки следует совершать, исходя из эмпирической реальности. В таком случае, горизонт человеческих устремлений, заданный чувственной картиной мира, ограничивается материальными и социальными ценностями, признанными в конкретном обществе. И человек созидает себя адекватно тому миру, в котором живет – успешным, богатым, расчетливым, рациональным. В тоже время, горизонт устремлений человека, полагающего жизнь на служение сверхчувственной идее, задан образом, способным адекватно осуществить это служение. Такому человеку необходимо созидать в себе качества, реализующие возвышенную идею в его практической повседневной жизни.

Примером столкновения двух мировоззрений, чувственного и сверхчувственного (идеационального – по П.А.Сорокину), может послужить известный библейский эпизод про трех еврейских юношей Ананию, Азарию и Мисаила в вавилонском плену (Кн. Пророка Даниила, гл.3). Царь Навуходоносор, будучи величайшим правителем своего времени, приобрел неограниченную власть над хозяйственной и экономической жизнью своих многочисленных многоязычных подданных. Будучи человеком, чуждым религиозности и полагающимся лишь на собственную власть и силу, он задумал расширить границы своей власти. И религиозная жизнь тоже должна быть подчинена царю, думал Навуходоносор. Высочайшим приказом он велел всем подданным по сигналу поклоняться золотому идолу, который он поставил. А для тех, кто не исполнит этого повеления, царь назначил смертную казнь через сожжение в печи.

Но трое юношей-рабов из евреев, служащие при царском дворе, отказались исполнить повеление царя. И на допросе царь Навуходоносор сказал им: «…падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3,15)
На что юноши ответили царю прямо и просто: «нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3,16-18)
Из этого диалога видно, что Навуходоносор, благодаря своей безграничной власти может заставить каждого выполнять его волю. В этом, по-видимому, и состоит предельная социальная успешность в его понимании.
В тоже время, Анания, Азария и Мисаил являют собой пример людей, служащих Богу и живущих ради Него. Их вера не утверждается на чувственном опыте и не требует от Бога совершения чудес. Они уверены, что Бог силен избавить их от рук Навуходоносора. Однако, для них важно не чудо от Бога, а то, насколько они сами будут верны Богу перед лицом смерти.

Конечно, образы мученичества чужды современному сознанию. Мы можем восхищаться ими или смеяться над ними. В любом случае они останутся для нас закрытыми, пока наша собственная жизнь не начнет выстраиваться вокруг служения идеальному, недостижимому человеческими средствами образу жизни, требующему от нас собственной внутренней борьбы. Суть этой борьбы состоит в том, чтобы созидать себя в соответствии с тем идеальным, недостижимым миром, образом жизни, Царством, к которому мы стремимся. И тогда оказываются крайне востребованными такие качества, как верности в дружбе и любви, верности данному слову, милосердие, храбрость, следование нравственным принципам. И все это не для получения орденов и медалей, не для того, чтобы похвалили или поставили памятник, а для того, чтобы начать хоть в малой степени соответствовать Царству Любви, Верности и Милосердия, Царству Истинной Жизни, Царству Божию.

Вернемся к замыслу программы.

Вымышленный мир Нарнии создан Единым Творцом, являющим Собой разумную созидательную Личность. Творец оставляет разумным созданиям свободу уподобиться Ему в разуме, в созидании, в любви и милосердии. Тогда настоящие герои Нарнии должны принимать свои решения, опираясь на стремление реализовать замысел Творца о себе, на стремление оберегать и возделывать мир в соответствии с понимаемым ими замыслом Творца. Таким образом, ценности нарнийцев чисты и прозрачны как роса. Осталось только создать несколько сложных модельных ситуаций, из которых участникам программы нужно будет найти адекватный выход, ненадолго став нарнийцами и приняв их ценности, как свои.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ: создание модельных ситуаций

Семидневная программа должна включать в себя много различных форм работы с детьми. Но для того, чтобы она была целостной, необходимо создать единую линию сюжета. Таким образом, история правления короля Франциска VI должна быть разделена на несколько проблемных ситуаций, в которых королю приходилось принимать ключевые решения, определяющие дальнейшую судьбу страны. Именно эти ситуации и станут содержательной основой сюжета нашей игровой модели.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: Древо Жизни увядает
Эта ситуация лежала на поверхности и была разработана еще в 2013 году. Король Франциск VI – монарх, время правления которого пришлось на стык эпох. Как жили отцы и деды – понятно. А вот как жить теперь, что теперь считать правильны и должным, а что нет – никто не знает.
Читать далее>>

Утро Нарнии подошло к концу и Древо Жизни на глазах чахнет. А вместе с ним Нарния теряет защиту, обещанную Великим Львом. Прошло почти девять веков с тех пор, как колдунью Джадис видели в Нарнии последний раз. Но летописи свидетельствовали о том, что колдунья бессмертна и ждет своего часа. Северные земли, в которые она ушла давным-давно, были окутаны мраком и таили в себе скрытую угрозу. В ответ на эту угрозу король повелел выковать оружие и доспехи, и впервые в истории этого мира создал армию.
Воины, ни разу не бывавшие в битвах, учились владеть оружием, тренировались, проводили боевые учения. По приказу короля гномы возводили оборонительные рубежи и крепости. Так прошли долгие пятнадцать лет.
Наконец, настал час и Древо увяло. Вся Нарния замерла в ожидании, ибо защиты, данной Асланом, больше нет. Воины на северных рубежах замерли в ожидании, ощетинившись мечами и копьями.

Но прошли дни и месяцы. А северные земли молчали, как и прежде. Еще пять лет минули в напряженном ожидании. Но ничего не происходило. И тогда среди нарнийцев поднялся ропот на короля. Многие говорили, что глупо сидеть в окопах, ожидая нападения. Ведь колдунья бессмертна и ей некуда торопиться. А потому, пора расходиться по домам, оставив у границ небольшую регулярную армию. Другие утверждали, что колдунья давным-давно сгинула, и угрозы вовсе нет. Третьи же полагали, что не нужно дожидаться, когда на Нарнию нападут, а надо самим совершить военный поход в северные земли, и, если противник существует, самим первыми объявить ему войну, а если нет, то вернуться и разойтись по домам.
Королю необходимо принять свое решение. А вместе с ним это решение необходимо принять и нам.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: Война

Когда люди перемешиваются, как пыль, действительность в ее достоверности встречается лишь там, где друзья являются подлинными друзьями в фактической коммуникации их открытости и солидарности, в личной верности. К. Ясперс. Смысл и назначение истории

Первая в истории Нарнии великая битва разыгралась далеко на севере, в Долине Ветров. Противник показал себя. Армия Джадис нанесла удар неистовой силы. Но нарнийцы выстояли под первыми ударами и смогли убедиться, что годы подготовки не прошли для них зря. Но численное превосходство армии противника и умелое использование особенностей местности уже через несколько дней поставили под угрозу не только победу, но и саму жизнь короля Франциска. Читать далее>>

Может ли полководец, впервые участвующий в сражении, разбить более многочисленную армию противника, которой руководит Джадис, повидавшая не одну битву в Чарне? Если он будет надеяться на силу своего оружия и на свою стратегию, то, конечно же, нет. Но если он будет руководствоваться рыцарской честью и верностью данному им слову, то на его стороне будет воевать Сам Аслан. С точки зрения теории – все ясно. А на практике дело выглядит совсем по-другому.

Чисто военная ситуация превратится в ситуацию нравственного рыцарского выбора в том случае, если стратегическая необходимость вступит в конфликт с тем или иным рыцарским принципом (или данным обещанием). Кажется, в обычной жизни люди часто сталкиваются с такими ситуациями. Предположим, некий человек А связал себя обязательствами с человеком Б. Выполнение обязательств были выгодны обоим участникам договора. Но ситуация изменилась и теперь выполнять эти обязательства для А стало убыточно (опасно, слишком сложно и т.п.). Предположим, у Б нет рычагов, с помощью которых он мог бы заставить А выполнить обязательства. В то же время, если А не выполнит своих обязательств, то Б понесет убытки (неприятности, проблемы и т.п.). С точки зрения прагматической логики А должен рассуждать следующим образом. Убытки Б – его проблемы, а мне свою семью кормить надо. Кто же знал, что все так случится? Если бы ситуация не поменялась, я бы непременно выполнил обязательства. Но теперь я должен подумать о себе, а Б – о себе. У меня нет выхода. Либо я расторгну договор, либо потребую от Б изменение его условий, так, чтобы мои убытки были компенсированы.
Однако с точки зрения Б такой поступок А будет нечестным.
Кажется, именно в этой ситуации для А возникает возможность проявить верность своему слову. Именно в такой ситуации есть возможность поступить благородно не ради каких бы то ни было будущих благ и воздаяний, а ради того, чтобы здесь, на земле, совершилось Царство Совести.

Опираясь на эти размышления, мы разработали историю Битвы в Долине Ветров. Эта история была создана в 2013 году. В 2014 году мы разыграли ее в форме стратегической битвы на местности. На программе в 2015 году смоделировали ее в специально разработанном походе. Те, кто вместе с королем Франциском прошли через трудности битвы и вместе с ним оказались в ситуации, где проверяется верность данным обещаниям, теперь знают о том, как была одержана почти невозможная победа.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: о том, как поступить с пленницей
Извечный враг Нарнии повержен – Джадис сдалась на милость короля Нарнии. Король вместе с советниками приняли решение – заключить колдунью в темницу до прихода Аслана. Но радость победы была вскоре омрачена неожиданной напастью. В Нарнию не пришла весна. Читать далее>>

Когда победоносная армия короля Франциска вернулась в Нарнию, была поздняя осень и земля укрылась снегом. Прошло три зимних месяца, однако морозы и не думали ослабевать. Нарнийцы взволновались не на шутку, когда по календарю наступил июнь, а световой день был короток как в декабре. Солнце всходило низко и почти не грело, а трескучие морозы не давали Великой реке освободиться ото льда. Лесные звери, которые не впадали на зиму в спячку, начали голодать. А те, что зимой спали, и не думали просыпаться. Казалось, время для Нарнии остановилось.

Король и его советники находились в недоумении. Если зима будет продолжаться и дальше, то население Нарнии вымрет от голода. Можно было бы двинуться на юг, но те земли были чужими и принадлежали сильному и воинственному государству Тархистан. К тому же, покинуть родную Нарнию для многих нарнийцев было равносильно смерти.
Король созвал совет старейшин, на котором обсуждалось, как справиться с бедой.
Советники короля связывали пришедшую напасть с недавней войной и плененной колдуньей. Среди простых нарнийцев ходили слухи, будто колдунья своей тайной магией наслала холод на Нарнию. Многие даже говорили, что она сдалась королю Франциску намеренно, чтобы отвести от себя подозрения короля, а сама замыслила заморозить Нарнию и с помощью холода поработить ее. Но доподлинно о причинах затянувшейся зимы никто в Нарнии не знал. Решение нужно было принять на свой страх и риск, исходя из своих представлений об ответственности за Нарнию и рыцарских ценностях.

Собственно, на королевском совете обсуждалось три основных предложения:
а) Потребовать от колдуньи расколдовать Нарнию и вернуть весну. Если не согласится, казнить. Тогда чары развеются и зима отступит.
б) Принять эту напасть, как наказание от Аслана за вероломное нападение нарнийцев на северные земли и отпустить колдунью. Тогда Аслан смилуется и отведет свое наказание.
в) Светила небесные не подчиняются никакой земной магии. Если солнце изменило свой ход, значит есть на то воля Аслана, сотворившего его. Необходимо искать способ, как призвать в Нарнию Аслана – лишь он может все исправить и спасти нас.
Каждое из этих предложений имеет под собой свои ценностные основания, несет в себе представление об устройстве мира и о том, каков Творец этого мира. Поэтому, погружая участников программы в эту модельную ситуацию, мы получаем возможность обсудить целый ряд вопросов, связанных с мировоззрением, ценностями и содержанием веры.

Почему, на наш взгляд, эта ситуация может быть актуальна для современного человека?
Потому, что при ее обсуждении есть возможность остро поставить вопрос: каков тот Бог, которому мы служим и ради которого бережем Нарнию? В чем состоит наша практическая ответственность перед Ним?
За счет этой модельной ситуации теоретические вопросы понимания замыслов Творца о мире и человеке становятся предельно актуальными.

К сожалению, в прошедшей программе мы не дошли до этой ситуации и поэтому истинные причины прихода столетней зимы в Нарнию остались для нас сокрыты.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ: вспомогательные события

Когда сюжет программы создан, основные модельные ситуации разработаны, необходимо заняться разработкой наполнения программы вспомогательными событиями. Эти события позволят участникам включиться в сюжет программы, понять его и быть готовыми к разрешению сложных модельных ситуаций.

ТРИ ЭТАПА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
В первую очередь на обычно интересует вопрос о том, как сформировать из незнакомых детей творческую команду, способную понимать друг друга и принимать совместные решения. Поэтому, разрабатываем линию испытаний на командообразование. На первом этапе – задачи на умение находить свое место в группе, понимать, что важен общий результат, а не личные умения и заслуги, умение контролировать свои спонтанные действия и эмоции, подчиняя их общей поставленной задаче. На втором этапе – умение совместно продумывать последовательность действий к достижению результата (простейшие стратегии), а затем следовать выработанной договоренности. На третьем этапе – умение совместно решать творческие задачи, связанные с созданием уникального творческого продукта, соответствующего заданным критериям.

ГЕРОИ-РЫЦАРИ
Очевидно, для разрешения основных модельных ситуаций нам необходимы образцы героев-рыцарей, осуществивших свой сложный выбор в служении Аслану. Поэтому, каждое из испытаний на командообразование будет связано с той или иной рыцарской историей.

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale