Ближайшая выездная программа:
3 - 10 января 2018
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: программа «Пророк и фараон» 6 - 9 марта 2015г. – Дело сделано!

Выездная программа Мастерской игрового моделирования, сюжет которой основан на событиях Библейского Исхода.
Название программы: «ХРОНИКИ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ. Пророк и фараон»

Сроки проведения: 6 – 9 марта 2015 года.
Место проведения: о.к. «Лужки»
Анонс программы вы можете посмотреть по ссылке>>
Участники программы: 11 человек, школьники в возрасте от 10 до 16 лет.
Ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич.

Основные идеи программы и ее замысел
Из каких соображений тема исхода Израиля из египетского рабства может быть актуальна для современных подростков?
Изложенные ниже размышления не претендуют на какую бы то ни было авторитетность. Это – размышления разработчиков об истории Исхода и попытка выделить актуальную для современного человека проблемную область.
История исхода – история победы веры над ограниченной человеческой разумностью. Этой историей Бог открывает Себя как Повелитель судеб, Творец истории. Благодаря описанным у Моисея событиям мы можем разобраться, что высоко и ценно перед Ним, а что – ничтожно. Следовательно, можем приблизиться к объективности в понимании мира, соприкоснуться с объективными ценностями.

В истории исхода раскрыта тема «Бог и человек: кто есть человек перед Богом». Если мы верим, что Бог – Творец людей, то уместным будет следующее сравнение. Гончар – хозяин своих горшков и по своей воле один горшок делает для одного применения, а другой – для другого (Рим. 9, 21). Так и Бог, кого хочет из людей – милует, а кого хочет – ожесточает. Таким образом, Он – абсолютный хозяин судеб человеческих.
Однако, несмотря на абсолютное значение воли Бога по отношению к людям, мы можем проследить общий принцип Его действия по отношению к нам на примере персонажей Исхода.

Рассмотрим историю фараона. Он полагал, что сам хозяин своих земель и своих рабов. Полагал, что, как минимум, сам хозяин своей собственной судьбы. В итоге, он оказался «сосудом гнева» (Рим. 9,22), т.е. тем, чья воля и свобода стали объектами манипуляции со стороны Бога: «Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народ» (Исх. 4, 21).

В свою очередь, Моисей с рождения был не более чем помилованный раб. Глядя на его судьбу, мы можем предполагать, что Он не считал себя полноправным хозяином чего бы то ни было. Он был изгой у евреев и изгой у египтян. Несмотря на то, что был воспитан в доме фараона, много лет был вынужден прожить среди кочевников, чей культурный уровень значительно ниже культуры египетского двора. Униженный, ни на что не претендующий изгой был избран Богом. Его Бог сделал Своим другом и говорил с ним лицом к лицу (Исх. 33, 11).

Понятно, что ни фараон, ни Моисей не могли выбрать, где и кем им родиться. Они не могли выбрать исторических обстоятельств, в которых оказались. Однако во власти каждого из них была возможность по-разному относиться к самому себе и к зоне своей личной ответственности. И, находясь в одно время в одном и том же месте, Моисей полностью отдал себя в руку Бога и доверился Ему, а фараон сам возвел себя на уровень богов, полагая, что полновластно правит как Египтом, так и своей собственной судьбой. И фараон стал игрушкой в руках Бога. Бог совершил над ним казни и показал, что этот фараон не ценен для Него. Фараон оказался лишь тем, благодаря кому Бог совершил судьбы египетского и израильского народов, а также судьбу спасения всех людей.

Современный человек вооружен высокими информационными технологиями, скоростным транспортом, смертоносным ядерным оружием, исследованиями во множестве областей естественнонаучного знания. Все это создает у нас ощущение нашего полноправного владычества на земле и непоколебимости нашего положения. Миф о всесилии науки и безграничном подчинении природы человеку укоренен в нашем сознании, даже если мы этого не признаем. И этот миф делает нас подобными древнему египетскому фараону. Как пример можно привести многочисленные попытки научного и околонаучного сообщества дать естественнонаучные объяснения чудесным событиям казней египетских и исхода. Таким образом, современный человек утверждает, что он может не только поставить под сомнение чудо, совершенное Богом, но и сам творить подобные чудеса при благоприятном стечении обстоятельств. Именно так поступал фараон времен Исхода, когда видя чудеса, явленные пророком Моисеем, требовал от своих жрецов повторить их, и те повторяли. История Исхода недвусмысленно свидетельствует о том, к чему это привело. Поэтому, у нас есть все основания полагать, что милость Божия может обойти нас, сверхцивилизованных людей, стороной как обошла фараона и египтян во дни Исхода.

Поэтому, кажется актуальным разбирать историю конфликта пророка и фараона сегодня, чтобы вселить в сознание подростков идею владычества Бога над судьбами людей.

Разрабатываем программу:
Вся аскетичная красота библейского текста открывается только перед человеком, который напряженно ищет в нем ответы на лично значимые вопросы, вопросы, которые не может задать ни одному человеку на земле. Но, к сожалению, для наших детей Библия – книга довольно скучная. Описанные в ней события не соотносятся с событиями и проблемами, возникающими в жизни московского школьника. Как кажется, первичная задача нашей программы – изменить это положение. Но как?

Попробуем снова возродить фантастическую модель, в которой свехцивилизованные прогрессоры* осуществляют свою просветительскую и культурную деятельность на отсталой планете, населенной людьми. Мы разрабатывали эту модель на предыдущих выездах. (см. «Дело сделано» по программе «Эпоха царей»)

*Прогрессоры – представители высокоразвитой цивилизации, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития. Одна из главных задач П. – ускорение естественного исторического процесса и управление им в соответствии с пониманием исторических ошибок собственной цивилизации. Термин введен в фантастических романах А. и Б. Стругацкими.

Мы снова представили себе идеальное человечество будущего, разрешившее все современные насущные проблемы и теперь занимающееся разумным освоением космоса. На бескрайних просторах мы обнаружили планету, населенную людьми, застрявшими в бронзовом веке.

Мы поняли, что хотим помочь этим людям. Было принято решение начать нашу миссию, чтобы укрепить отсталых людей в вере в Единого Бога, заинтересовать их изучением мира, создать для них справедливые законы, научить их передавать опыт от поколения к поколению через письменность. Что же станет центральным проблемным моментом в моделируемых нами событиях? С точки зрения правильной схемы программы, нужно было бы сделать так:
А. «Миссия» Участники программы становятся прогрессорами и берут в свои руки управление неким избранным народом (в нашей модели он назван «народ сарар»);

Б. «Рабство» Прогрессоры переживают вместе с этим народом несколько модельных ситуаций, связанных с обращением в рабство (приближенных к реальным библейским событиям);
В. «Убедить народ» Прогрессоры, анализируя сложившееся положение и невозможность дальнейшего осуществления своей миссии по отношению к рабам, принимают решение о необходимости выхода из рабства. Далее, прогрессоры должны убедить народ сарар в необходимости покинуть рабство (тут ставится вопрос о практическом воплощении деклараций о предельной честности прогрессора, о том, что он не должен манипулировать настроениями народа);

Г. «Переговоры» Когда поддержка народа получена, прогрессоры вступают на путь переговоров и политической борьбы с действующей властью царя-поработителя. Переговоры, в силу крайней сложности ситуации для сараров, проходят не в пользу прогрессоров (прогрессоры допустят неизбежные ошибки); Д. «Освободительная война» Не желая отступать, прогрессоры поведут сарар на свободу через военный конфликт с царем-поработителем. Далее, если война будет выиграна, то военные столкновения будут преследовать прогрессоров и сарар на пути в новые свободные земли и в самих свободных землях. В итоге, затяжные войны и полный провал прогрессорской миссии, т.к. просвещение возможно только в мирное время.
Е. «Возврат» Даем прогрессорам возможность признать свое поражение на предыдущем шаге и вернуться в точку «Переговоры», чтобы попробовать еще раз.

Ж. «Появление Пророка» Вводим в модель нового позиционера – человека, который заявляет о себе, что он - пророк от Бога Всевышнего. Этот человек обращается к нам, как к старейшинам народа сарар (а мы на этот момент уже имеем не малый опыт в управлении народом) и, одновременно, обращается к царю-поработителю. Его заявления, по сути, являются словами пророка Моисея, когда он обращался к старейшинам и фараону. Однако для прогрессоров эти заявления должны прозвучать как экстремистские. Встанет вопрос о том, должны ли мы доверять ему и присоединиться к нему, или это самозванец и наш враг, которому нужно адекватно противодействовать. Таким образом, наши прогрессоры окажутся в положении, напоминающем положение фараона и его двора, когда к ним приходил Моисей. Над ними не будет довлеть стереотипное представление о том, что нужно поступить согласно Библии, и будет возможность действовать так, как действовал бы современный человек в подобных обстоятельствах.

Собственно, этот конфликт между прогрессорами и пророком должен был стать центральной проблемной нашей модели.
Однако скажем честно, разработать программу по этой схеме нам пока не удалось. На прошедшей программе наши прогрессоры смогли преодолеть только первые четыре этапа указанной схемы. Мы остановились на этапе переговоров. После этого открыли текст Исхода и прочли выдержки, рассказывающие о том, как Моисей вступил в переговоры с фараоном. Как кажется, после событий, произошедших в нашей модельной ситуации, история конфликта Моисея и фараона открылась нам, разработчикам, и участникам по-новому.

Ну а наша программа «Пророк и фараон» нуждается в дальнейшей доработке.

Благодарим участников программы за труды и совместный поиск ответов на сложные неоднозначные вопросы.

Разработчики программы
Анастасия Тарасевич
Егор Коврижкин

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale