Ближайшая выездная программа:
28 октября - 4 ноября 2017
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: «Король Тириан и последняя победа» (1 – 8 ноября 2014) – Дело сделано!

Выездная сессия Мастерской на осенние каникулы.
1 – 8 ноября 2014 года.

Программа: НАРНИЯ. Король Тириан и последняя победа.
Место проведения: Гостевой дом «Осёнка», Московская область, Коломенский район.
Участники: 23 человека, школьники в возрасте от 8 до 15 лет.

Посмотреть и скачать фотографии с этой программы вы можете по ссылкам:

Фотографии на Яндекс.Фотки>>
Фотографии в официальной группе Вконтакте>> 
Скачать любую фотографию по ссылке>>

Ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич, Юлия Нестеренко, Ирина Степанюк.

На этой программе мы вместе с детьми погрузились во времена, когда последний король Нарнии Тириан принял корону от своего отца. Фактически, мы успели пройти вместе с королем путь, равный одному году его правления. В этот год (2543 год от сотворения Нарнии) на долю короля выпало нашествие сильной хорошо вооруженной армии жителей Подземья, идущей из Заокраиных Северных Земель.

Армией северян предводительствовал король Тифлос, который объявлял, что служит Великому Дракону, владыке Подземья, Наземья и Океана. Северная армия была крайне многочислена и вооружена невиданными доселе в Нарнии приспособлениями: пороховыми мушкетами, пушками и паровыми таранами.

Однако, главный проблемный вопрос для короля Нарнии состоял не в том, как перехитрить их в бою, а в том, как перед лицом смертельной угрозы остаться верным тем принципам, на которых веками стояла Нарния.

Первый выбор короля (а значит, и наш) был связан с тем, за что мы сражаемся, что именно хотим отстоять и чем готовы пожертвовать. Как нам представляется, было крайне важно понять вместе с детьми, что человек – предельно свободное существо, способное не только выживать, но и жить. Нам было важно показать, что король Тириан ставит содержание жизни (веру в Аслана1, следование законам и нормам чести, издревле принятым в Нарнии) гораздо выше, чем саму физическую жизнь. И мы еще раз с горечью убедились, что наши участники, даже на уровне деклараций готовы пойти на любые условия и отречься от всего, лишь бы была сохранена физическая жизнь. Дети легко пожертвовали свободой Нарнии и служением Творцу ради того, чтобы сильный и жестокий враг оставил их в покое.

В летописи Нарнии на наше счастье записана другая история. Мы прочли ее, когда наш собственный выбор был сделан. История о короле Тириане, который готов был сражаться до последнего и пожертвовать всем, лишь бы не служить никому, кроме Единого Творца.

Но мало лишь принять героическое решение. Необходимо еще и доказать, что ты можешь воплотить его в жизнь.

_______________________________________________________

1Аслан – всесильный Творец мира Нарнии. К.С.Льюис создал этот образ для того, чтобы его сказочный мир в своей основе являл наш мир, каким его видит христианское сознание.

Как только король выдвинул свою небольшую армию навстречу северянам, объявились незваные гости. Это были гномы-кайвардины, вышедшие из подземных пещер и городов на далеком западе Нарнии. Пятнадцать столетий прошло с тех пор, как они, руководимые королем Ковардом, предали короля Нарнии Франциска VI и бежали с поля боя. Полторы тысячи лет их потомки скрывались, и теперь, предчувствуя последние времена, вышли на поверхность, чтобы вступить в нарнийскую армию.

Ко всему прочему, дело осложнялось тем, что кайвардины принесли с собой магический эликсир невидимости, способный сделать невидимым воина и его оружие. Принесли его как великий дар.

С таким эликсиром даже крошечная армия Нарнии в одночасье станет непобедимой. Может ли король Нарнии ради защиты своей страны использовать эликсир? Для разрешения этого вопроса нам пришлось обратиться к размышлению о том, что за идея лежит в основе эликсира невидимости и не противоречит ли эта идея самой сути того, что мы защищаем.

Эликсир стал для нарнийцев яблоком раздора. В армии начались брожения. Многие нарнийцы требовали, чтобы эликсир был выдан им немедленно. Другие отказывались идти воевать под знаменами армии, которая использует такой эликсир и скрывается от врага за магией невидимости.

С нашей точки зрения, эта модельная ситуация имеет потенциал показать детям, что любое средство, которое мы используем для решения своих проблем, содержит в себе ту или иную изначальную идею. И далеко не все идеи сопоставимы с христианской жизнью. В нашем запутанном мире это довольно сложно увидеть. Современный человек всеяден: любые средства хороши для достижения хороших целей. В противовес этому, нам хотелось бы подготовить детей к тому, что однажды им придется самостоятельно задуматься, что из предлагаемого цивилизацией совместимо с христианской жизнью, а что – нет.

Но необходимость сражаться с врагом, будь то с эликсиром или без него, никто не отменял. И следующий наш шаг – война.

Когда пытаешься выступить малыми силами против многократно превосходящей армии противника, без стратегии не обойтись. Мы вместе с ребятами проработали стратегию и смоделировали войну для двух отрядов (старшего и младшего) отдельно. Итак, на двух полях, находящихся рядом друг с другом, двое главнокомандующих в равных условиях сражались с противником. При этом, исходный замысел стратегии общий: необходимо, не жалея сил и ресурсов пробиться в тыл к противнику, чтобы встретиться лицом к лицу с Драконом, руководившим войной.

Бой длился около двух часов. В результате стало очевидно, что на двух соседних полях разыгрываются два совершенно разных сражения. И лишь тот полководец, который был непреклонен на уговоры и требования своих подчиненных, смог одержать победу. На этой модели нам удалось наглядно продемонстрировать детям важность понимания стратегии и необходимость следовать выбранному курсу, несмотря на провокации противника.

Следующая ситуация. Король Тириан, как свидетельствует летопись, в отличие от нас, обладал стратегическим талантом и был крайне упрям в реализации своих решений. Он пробился в тыл к противнику, и, уйдя от погони, перешел границы Заокраинных Северных Земель, чтобы отыскать Дракона и сразиться с ним. Но поиски долгое время не давали никаких результатов. Жители северной страны утверждали, что служат Великому Дракону, от взгляда которого не может укрыться ни один человек. Но где этот дракон и как отыскать его, никто не знал. Когда Тириан был на грани того, чтобы повернуть назад в Нарнию, неожиданно пришла помощь. Ему навстречу вышел благородный старец по имени Янус, чей лик источал мягкое сияние. Так Тириан (а вместе с ним и мы) повстречал упавшую с неба звезду (звезду в прямом смысле этого слова, ведь Нарния – сказочная страна).

Мы не будем описывать здесь подробности этой встречи и выбор, перед которым был поставлен король, чтобы не давать ответов на вопросы, которые, как кажется, еще неоднократно будут разрешать участники этой программы. Напишем лишь кратко о том, в чем педагогический замысел этого сюжета.

Масс-культура, имеющая огромное влияние сознания наших детей, создает свои образы добра и зла. В современном кинематографе злого персонажа видно издалека. Ему сопутствуют явные атрибуты: угнетающий саундтрек, грубость, жестокость, демонстрация силы и прочее. У человека, воспитанного на таких образах, создается естественное ощущение, что добрый и хороший тот, кому все это не свойственно.

Нам кажется важным развивать в детях способность к различению добра и зла. Поэтому, созданная нами ситуация короля Тириана, это ситуация, в которой необходимо отличить одно от другого не по внешним признакам, а по содержанию того, что предлагает персонаж. Такое умение представляется очень актуальным. Будь то представители политических партий или страховых компаний, торговые агенты или религиозные проповедники – все эти люди приходят к нам под видом вполне нормальных, адекватных и располагающих к себе. Но свежая сорочка и вежливая речь – вовсе не повод для доверия. Необходимо разбираться, что скрыто за теми или иными словами, в чем внутренняя суть того или иного предложения.

Но, пожалуй, самым интересным для нас, разработчиков этой программы, была не описанная выше схема выборов и решений короля, а художественная составляющая. Для нас важно было погрузить участников в художественный контекст истории, в ее образно-метафорический ряд, позволяющий видеть историю глубже и полнее, чем рассказ о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Чтобы история стала настоящей хорошей сказкой. Сила же сказки в том, что она создает образы героев и злодеев, образы подвигов и предательств. И эти образы живут в детях, будоражат воображение, заставляют фантазировать и домысливать, формируют представление о достойном и недостойном. И позволяют в повседневной жизни не перепутать порок и добродетель.

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale