Ближайшая выездная программа:
28 октября - 4 ноября 2017
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: Программа «У подножия Неба» - дело сделано!

7 – 10 марта 2014 года состоялась выездная программа Мастерской «ХРОНИКИ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ: У подножия Неба». В программе приняли участие двенадцать молодых людей и девушек в возрасте от 12 до 16 лет. Программа проходила на базе гостевого дома в пос.Октябрьский.
Разработчики и ведущие программы – Анастасия Тарасевич и Егор Коврижкин.

Замысел

В среднем, современные люди принимают истории из Ветхого Завета так же близко к сердцу, как и мифы Древней Греции. Герои Священной Истории кажутся нам совершенно понятными и однозначными. Уж если Бог сказал Моисею, чтобы тот ударил посохом о воду, то ничего удивительного нет, что воды Красного моря расступились. Они и у меня расступятся, если мне Сам Бог скажет посохом ударить! И уж если израильтяне начали голодать в пустыне и возроптали на Моисея, так это точно потому, что они слишком злые и грешные. Веры в них мало. Вот мы бы на их месте точно смогли перетерпеть голод. Разве не очевидно, что Бог о них позаботится?
К сожалению, такое прочтение древних библейских историй полностью лишает нас возможности извлечь из них хоть какой-то исторический опыт или опыт веры. Это плохо.
Где же еще черпать опыт веры, как не в Библии? Где еще находить образ того, с какими трудностями должен встретиться человек, чтобы обрести веру, какие препятствия и испытания он должен пройти? Итак, замысел. Необходимо смоделировать несколько сложных ситуаций из самого начала пути Израиля в Обетованную Землю. Смоделировать их так, чтобы участники смогли пережить то, что переживали израильтяне, находясь в пустыне под руководством пророка. Смоделировать так, чтобы вопрос «Что нам дальше делать?» встал с особой остротой. Чтобы он не мог быть закрыт благочестивой, но, по сути, пустой декларацией «верить в Бога». Ведь в том-то и вопрос: что значит «верить в Бога» с точки зрения практической деятельности?

Вопрос: Почему мы берем именно период Исхода, а не какой-либо другой?
В целом, ответ понятен: потому, что именно тогда Бог взял неграмотных полудиких людей, закоренелых в рабстве, и за сорок лет вырастил из них великий народ, назвав его Своим Народом, царством священников, народом святым.
Как именно Он это сделал? Что было для Него наиболее существенным в их воспитании?
Пожалуй, ответив на эти вопросы, мы могли бы гораздо предметнее понимать, что есть вера и что именно Бог ждет от человека. Таким образом, вопрос истории исхода Израиля из Египта приобретает предельно актуальный характер для современного христианства.

Проектируем

Вопрос: Какие ситуации выбрать для моделирования?
Оставим пока в покое все, что случилось с израильтянами в Египте. Эти события в нашей логике относятся к программе «Пророк и фараон». Итак, израильтяне перешли через море и увидели, как великий фараон и все его несметное воинство сгинули в пучине волн. За их спиной теперь море, а перед ними бескрайняя необитаемая пустыня. И люди не живут там не потому, что сотка слишком дорого стоит. Они там не живут потому, что там невозможно жить.

Ситуация 1. Мерра.
«… И шли они три дня по пустыне и не находили воды.
Пришли в Меру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Горечь.
И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?»

Исх.15, 22-23

Годится. Эта ситуация нам вполне подойдет.
Ведь действительно не понятно, зачем Богу нужно было вести их туда, где нет питьевой воды? Три дня на жаре без воды – это нормальный срок для того, чтобы слабые начали умирать. Что делать израильским старейшинам? Ведь на них лежит ответственность за народ!

Ситуация 2. Пустыня Син.
Прошло еще около месяца. И тогда у израильтян закончились запасы еды.
«И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне.
И сказали им сыны Израилевы: о, если бы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!»

Исх. 16, 2-3

Кажется, ушли они из Египта с большими стадами. Таким образом, голод обусловлен тем, что закончились припасы и скоту нечего есть (в смысле, нет травы). Поэтому скот не дает молока. И вообще непонятно, куда мы идем, и сколько это еще будет продолжаться?
Что ж, и эта ситуация подойдет, если ее немного доделать.

Ситуация 3. Иордан.
Израильский народ преодолел пустыню и вышел к Обетованной Земле. Прекрасная плодородная земля лежит за Иорданом. Но жители ее, сыны Енаковы - исполины. И их много. Они готовы защищать свою землю.
«И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь.
И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? <...> Не лучше ли нам возвратиться в Египет?»

Числ. 14, 1-3

Да, ситуация отличная. И ее тоже будем моделировать. Нашим «старейшинам народа» предстоит самим решить, что делать дальше.
Все три выбранные ситуации, по видимости, безвыходные.

Вопрос: Каков же наш собственный ответ? В чем состоит наш педагогический тезис?
Формулируем тезис для себя, т.к. работать без этой формулировки невозможно – получится пустая безвыходная проблематизация. Однако, в этом отчете писать сам тезис представляется неуместным. Вне собственного поиска для читателя он будет звучать как банальный готовый ответ.
Вопрос: Чего не хватает, чтобы провести программу?
Не хватает разработанной активной командной части. Программа не может состоять из одних размышлений и обсуждений. Необходимо разработать идею второй главной линии – линии активного командного взаимодействия. Естественно, что командная линия должна быть как-то связана с основной содержательной линией программы.

Вопрос: Чем старейшина народа отличается от любого другого человека?
Похоже, что не только возрастом… Видимо, это человек, которого уважают за дальновидность, умение быть твердым в своих решениях, понимание народных нужд.
В нашем случае, если мы хоть в малой степени не научим подростков смотреть на ситуации Израильского народа глазами ответственных старейшин, мы не сможем ни на йоту продвинуться в понимании Св.Писания.
Решение: Активная командная линия работы будет состоять из игр и упражнений на развитие стратегических способностей.
Точно! Именно в стратегических задачах необходимо уметь видеть всю полноту ситуации, чтобы находить нетривиальные решения. Необходимо уметь анализировать ситуацию, отделяя главное от второстепенного. Если нам удастся ввести участников в размышление о стратегиях, то и модельные ситуации из Исхода будут восприниматься ими гораздо полнее и глубже.
Итак, подбираем и разрабатываем ряд стратегических командных задач.

Делаем

Разбираем структуру патриархального общества древнего Израиля. И сравниваем ее со структурой крупных современных компаний.

Мерра. Наша вода из «источника в Мерре» была солона. После изнурительного испытания, моделирующего трехдневный переход через пустыню, каждый попробовал...

Пустыня Син. Доска, на которой старейшины решали судьбу народа и судьбы своих обширных стад.

Иордан. Совет старейшин. На доске в центре – карта местности и расположение войск.

Все, что могло произойти – уже произошло. Уезжаем!

 

Разработчики и ведущие программы
Анастасия Тарасевич
Егор Коврижкин

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale