Ближайшая выездная программа:
3 - 10 января 2018
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: Зимняя программа «НАРНИЯ» - дело сделано!

29 декабря – 4 января 2013/14 гг. состоялась зимняя выездная сессия Мастерской игрового моделирования по программе «НАРНИЯ. За сто лет до весны». В программе приняли участие 23 человека: молодые люди и девушки в возрасте 12 - 17 лет. Место проведения: пансионат «Родничок», Московская область, Дмитровский район.
Руководители и ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич, Николай Михальчук, Елена Николаева.


Анонс программы Вы можете посмотреть по ссылке>>

РАЗРАБАТЫВАЕМ:

Программа «НАРНИЯ. Хроники мира и войны» проводится нами с 2010 года, т.е. уже довольно долго. С одной стороны, это хорошо. Программа хорошо проработана, идет без сложностей и неожиданностей. С другой, плохо. У детей, которые участвуют в программе несколько лет подряд, сформировались устойчивые стереотипы о том, как нужно себя вести в той или иной проблемной ситуации или испытании, в рамках программы.
Когда все проблемные ситуации и испытания давным-давно известны, природная лень лишает человека возможности творчески отнестись к поставленным задачам. Становится гораздо труднее включить детей в процесс собственного размышления, споров, поисков. Все движется как бы по накатанной колее. Поэтому, программы лагеря «Звезда Вифлеема» всегда развивались, лишая детей возможности выходить из ситуаций с помощью стандартных ходов.
На предстоящую зимнюю сессию поедут молодые люди и девушки, многие из которых на протяжении нескольких лет каждые каникулы с нами. Делать для них стандартную программу – это халтура, даже, если программа пройдет идеально.

Вопрос: что изменим?
Во-первых, хочется уйти от «школы рыцарей». Сама концепция «школы» представляется устаревшей. Ее суть в том, чтобы долго, практически 80% времени программы, «преподавать» детям рыцарство. Под рыцарством здесь понимается умение отличать спонтанные необдуманные действия от взвешенных поступков, умение различать основания тех или иных поступков и действий, умение выделять ценности, которые возможно отстаивать в той или иной ситуации. Ну и конечно, умение отличать «рыцарские» ценности от «не-рыцарских».


Само собой, все это лишь условность. Однако, условность значимая, весьма полезная, как с педагогической, так и с «человеческой» точки зрения. Смысл условной модели под названием «РЫЦАРЬ» в том, чтобы представить детям христианство, как деятельное служение Богу. В рамках этой модели рыцарь – человек, ищущий Истину (Бога) через служение обществу, через умение быть последовательным в своих поступках, быть верным своему слову, умение искать и находить свое дело в жизни.
Итак, модель «РЫЦАРЬ» не меняем. Меняем способ введения участников в эту модель.

Решение 1. Отменим «школу рыцарей» и «обучение рыцарству».
Чтобы вводить в понятие «рыцарь» участникам программы будем использовать другой способ. Будем сразу создавать модельные ситуации, в которых участникам нужно действовать на месте героев.

Решение 2. Новая программа будет состоять из нескольких проблемных ситуаций короля Франциска VI и рыцарей, живших в его время. Таким образом, мы примем свои решения и создадим свою историю Нарнии.
Но ведь тогда эта история может стать совсем не рыцарской! Современные люди – рационалисты и прагматики. Если им дать возможность написать историю какого-нибудь великого героя прошлого, то его светлый образ будет омрачен мелким мещанством, властолюбием и прочими пороками.

Вопрос: Как же сделать так, чтобы история Нарнии оказалась в руках подростков, но при этом Нарния научила их рыцарству, а не они научили Нарнию мелочной прагматике?

Решение 3. Создадим сценарий с нелинейным временем.
Т.е., сделаем так, чтобы более позднее событие открывалось участникам раньше, чем более раннее. Тогда задача участников будет состоять в том, чтобы привести историю Нарнии к этому счастливому событию, пройдя через ряд сложных ситуаций.
Это может показаться очень мудреным, но, кажется, в жизни так и бывает. Каждый нормальный человек в юности хочет, чтобы через десять-пятнадцать лет он имел интересную творческую работу, крепкую семью, красивый загородный дом, множество друзей. Но, день за днем, совершая свой выбор (или уклоняясь от него), через пятнадцать лет все оказывается совсем по-другому. Можно, конечно, все списать на обстоятельства. Но, если по-честному, то по большей части будущее создается нами в настоящем.
Таким образом, необходимо создать сценарий, в котором прекрасное будущее мы увидим прежде, чем до него доживем. А затем поставим задачу перед участниками: приведите Нарнию к этому светлому моменту.
За счет такого сценария мы сможем решить сразу две задачи: 1. на практике показать участникам, что значит отвечать за свое будущее; 2. подтолкнуть участников к тому, чтобы стараться принимать самые рыцарские и благородные решения.
Цель заманчива. Нужно выбрать какой-то наиболее славный момент в истории Нарнии IX века.

Решение 4. Конечный, самый славный момент, с которого должна начаться наша история: колдунья Джадис побеждена и просит у короля Нарнии о помиловании.
Осталось спроектировать несколько моментов из предыдущей истории, в результате которых эта ситуация стала реальностью. Проектируем и запускаем программу.

ДЕЛАЕМ:

Чтобы стать творцами истории Нарнии, необходимо быть вполне самостоятельными людьми. У большинства участников программы масса стереотипов о том, что мы, взрослые, сейчас станем «магистрами» и начнем ими, детьми, руководить. Так сказать, «вести детей по программе». Да не будет!

Решение 5. Отменяем должность «магистр». Делим группу из 23 человек на 4 самостоятельных звена, выбираем звеньевых.

Чтобы обеспечить работоспособность звеньев и направить их свободу в конструктивное русло, необходимо поработать над мотивацией. По взрослому задаем то, что интересно нам самим. От чего страдает современный цивилизованный человек? От бессмысленности. От мелочности своей жизни. От невозможности совершить что-то значимое, послужить той или иной возвышенной идее. Ставим задачу: создать игровую модель мира, в котором подвиг будет осмыслен и возможен. В которой понятия дружба, верность слову, честь - существуют не на словах, а на деле. Пробуем? Да! Итак, мастерская ожила.
В последующие четыре дня нам предстояло много потрудиться, чтобы «оседлать» историю Нарнии и начать управлять ею.
Нам были созданы и прожиты следующие события.

876 год от сотворения Нарнии. Празднование Дня Сотворения в Тронном зале Кэр-Параваля. Мы создали свой Тронный зал и вдохнули в него жизнь.

898 год от с.Н., май. Король Франциск VI отправляет верного рыцаря Рэдрика и его дружину с практически невыполнимой миссией за Западный Хребет. Мы пошли вслед за Рэдриком, заранее зная из летописи, чем закончится его путь, для того, чтобы пережить то, что пережил он и принять свое решение, повернув ход истории.

898 год от с.Н., июнь. Рыцарь Редрик и его дружина преодолевают Паучье ущелье. Час за часом мы бьемся над непреодолимыми препятствиями. В последний момент мы отказываем себе даже в том, чтобы отпраздновать приход нового 2014 года, и на полтора часа переносим празднование. Все ради того, чтобы дойти путь Рэдрика до конца.

897 год от с.Н., сентябрь. Король Франциск VI и старейшины народов Нарнии решали вопрос, развязывать ли в войну с колдуньей Джадис. Многие были против. Но наш король, после долгих раздумий, принял решение единовластно. «Даже если мы проиграем, то проиграем лишь одну битву. Зато, мы развяжем войну со злом, которую продолжат наши потомки!» Так сказал наш король, сославшись на Г.Ю.Цезаря…

897 год от с.Н., октябрь. Решающая битва войск Нарнии и войск Джадис – битва в Долине Ветров. Нарнийцы воевали впервые со Дня Сотворения. А Джадис – противник, искушенный в военном деле. И шутить она не намерена.
Несколько часов длился бой. Во время этого боя многие маски были сняты и многие вопросы были поставлены ребром. Каждый проявил себя так, как проявил. И бой был проигран. Армия Нарнии разбита, а король пленен.
Это было уже поздно ночью, 2 января 2014 года. Мы отошли с поля боя и впервые за несколько напряженных часов встали в круг и посмотрели друг на друга. Что сказать? Проиграли. Только сегодня утром король Нарнии сам объявил войну противнику, назвав его злом и обещая сражаться до конца. А сегодня вечером проиграл битву, ни разу по-настоящему не решившись совершить какой-нибудь дерзкий ход. Мог бы каждый из нас повлиять на исход сражения? Да. Но мы не стали влиять, передав все королю.
Только что мы создали историю Нарнии, в которой не случится того, с чего мы начали. Никогда в этой Нарнии побежденная колдунья не будет просить пощады у нарнийского короля. Никогда король Франциск не отправит верного рыцаря Рэдрика с миссией на Западный Хребет. Никогда рыцарь Футар не совершит своего знаменитого подвига при встрече с драконом. Не произойдет еще многих и многих великих и славных событий.
Настало время узнать, как прошла битва в Долине Ветров в другой, не нашей Нарнии. В той, другой Нарнии, где Франциск помиловал побежденную Джадис, Рэдрик погиб в Паучьем ущелье, а Футар победил дракона.

Мы прочли летопись Битвы Верных Сердец. Прочли, как воевал король, какой подвиг он совершил и какой ценой заплатил за победу. Прочли о его верном друге, Эленкае и о том, как данное слово стало сильнее обстоятельств. Почли летопись великой и славной победы, случившейся, увы, не с нами.
Мы плакали…
История Нарнии создана такой, какой мы сумели ее создать. Теперь каждому из нас нужно будет создавать историю своей собственной жизни. Объявлять свои «войны», совершать свои рискованные шаги и давать свои нерушимые обещания.
А потому, наш последний день в Мастерской был посвящен созданию образа настоящего героя. Вечером, используя сценические средства, мы показали друг другу тех людей, которых назовем для себя настоящими героями. Было трудно, но по-настоящему, по-взрослому. И герои были вполне живые, не с высоких пьедесталов. Спасибо вам, друзья.

ИТОГ:

Зимняя сессия состоялась! Состоялось самое главное: люди встретились лицом к лицу, сняв привычные маски. Встретились, чтобы решать вместе вопрос о том, как быть настоящим человеком. Да, пожалуй, встретились друг с другом далеко не все. И уж точно вопрос о Настоящем Человеке не был до конца разрешен. Скорее, он был поставлен. Но произошедшая здесь встреча стоила всех тех усилий, какие были вложены, чтобы ее подготовить.
Разработан и опробован новый формат работы. Теперь Мастерская совсем не похожа на прежний лагерь «Звезда Вифлеема». И гораздо лучше соответствует своему названию: мастерская – место, где создается Произведение.

БЛАГОДАРНОСТИ:

Мы благодарим всех участников зимней сессии за искренние вложения, готовность преодолевать трудности и меняться.
Благодарим ведущих Николая Михальчука и Елену Николаеву, Елену Грязину, Евгению Арбатскую. Благодарим администрацию «Дома для детей «Родничок» за неизменно теплый прием и снисхождение к нашим ошибкам.
Благодарим всех тех, кто помогал нам и поддерживал. Благодаря вам состоялось практически невозможное.

Руководители проекта «Мастерская игрового моделирования»
Анастасия Тарасевич
Егор Коврижкин

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale