Ближайшая выездная программа:
3 - 10 января 2018
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: Осенняя сессия 2-9 ноября 2013 - дело сделано!

Со 2 по 9 ноября 2013 года команда Лаборатории провела выездную сессию Мастерской игрового моделирования – «НАРНИЯ: Как исполнилось пророчество». В основу игровой модели был положен сказочный мир Нарния, созданный в середине XX века английским писателем К.С.Льюисом. Центральный сюжет программы построен на истории короля Нарнии Руфа Светозара – последнего короля из великой династии, правившей Нарнией семь столетий. В программе приняло участие 24 человека - дети в возрасте от 7 до 15 лет. Руководители и ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич, Анна Алексеева и Елена Николаева.

Посмотреть анонс мероприятия >>

 

Дело:

Выездная сессия Мастерской игрового моделирования по программе «НАРНИЯ: Как исполнилось пророчество» на осенние школьные каникулы со 2 по 9 ноября 2013 года.

Заказчик:

Собственная инициатива.

Заказ:

Провести выездную программу в период осенних каникул для школьников возраста от 7 до 15 лет. Провести обычную программу «НАРНИЯ: как исполнилось пророчество», уточнив и доработав отдельные детали. Переосмыслить программу «НАРНИЯ» так, чтобы она не ассоциировалась с детским лагерем «Звезда Вифлеема», а соответствовала по формату проведения своему названию – МАСТЕРСКАЯ.

Условия:

Загородный пансионат «Родничок», полное погружение на все 7 дней. Разброс возраста участников: 7 – 15 лет. Большинство детей (80%) неоднократно участвовали в программах лагеря «Звезда Вифлеема», поэтому имеют сложившееся стереотипное представление о формате предстоящей сессии. Осень. Дожди. Холодно. Дети, уставшие от обилия школьных знаний и неподвижного сидения за партой.

Замысел:

Главный вопрос программы: Влияет ли выбор человека на его собственную судьбу и судьбу мира? Кто есть Бог по отношению к выбору человека и что есть выбор человека по отношению к Богу? Необходимо сделать эти вопросы предельно актуальными для участников. (При этом избежать назиданий, морализаторства и уроков «Закона Божия».) Задать детям несколько возможных образов понимания людьми того, что в сложной ситуации ждет от них Бог. Несколько различных позиций, включающих представление о том, какие законы и требования предъявляет Бог к человеку. Возможно, создать ситуацию самоопределения – какой образ Бога и Его требований к человеку является наиболее актуальным для детей. Ввести для участников понятие «честь» как комплекс внутренних требований человека к самому себе, формирующийся в результате деятельного размышления над образом Настоящего Человека, реализующего в самом себе замысел Творца о человеке.

Делаем:

За месяц до начала программы начинаем встречаться с помощниками, которым предстоит сыграть на программе роли короля Руфа Светозара и его сестры, а также советника Умбры. Переосмысляем, чем должна отличаться программа, которую мы проводили четыре раза в лагере «Звезда Вифлеема», если теперь она проводится в Мастерской игрового моделирования. Выделяем главное: мастерская – это место, где есть мастера и ученики. Причем, ученики осваивают знания и умения не потому, что хорошо выполняют домашнюю работу, а потому, что делают с мастером одно дело. Т.е., что делает мастер, то делают и ученики. Что же мы создаем в Мастерской? – создаем игровую модель сказочного мира Нарнии. В этом мире нам предстоит разобраться, что здесь Добро, а что зло и выступить на его защиту от зла.
Решение 1: Никаких отрядов больше не будет. Мы сразу приглашаем детей в дело – вместе с нами создавать модель мира, шаг за шагом создавая небольшие модельные ситуации, погружаясь в них как в предельно актуальные и пытаясь их разрешить. Как быть со Школой рыцарей – моделью, которую мы использовали в лагере «Звезда Вифлеема» столько лет, что и не упомнишь? В Школе рыцарей магистры учат детей рыцарству. Получается как в обычной школе – есть всезнайки-учителя, а есть безответственные ученики. Ученики, конечно, знают, что им надо бы учиться и «в жизни пригодится», но вот до реальных плодов этого обучения еще много лет, так что предпочитают отлынивать при любой возможности.
Решение 2: Отменяем Школу рыцарей – посмотрим, что получится. Теперь нет никакой школы, а есть реальное взрослое дело – создать вместе игровое пространство, в котором актуальные такие понятия, как «честь» и «подвиг». Перед лицом этих понятий нет всезнаек-учителей, а есть необходимость каждому самому учиться, разбираться, понимать и принимать решения.
Решение 3: Вводим следующую систему ступеней: «претенденты-ученики-оруженосцы» Претенденты – те, кто хотели бы стать учениками мастеров в Мастерской. Ученики – те, кто узнали о том, что и как делают мастера, и приняли решение поступить трудиться в Мастерскую.
Оруженосцы – те, кто принес присягу и вступил в орден, а значит, разделяет ценности и принципы Ордена, готов искать и исполнять свою миссию по отношению к Нарнии.

День 1. Говорим с детьми про Мастерскую сразу, как только они вышли из автобуса – чтоб и духу детского лагеря не было! Называем старшую и младшую группы не «отряды», а «классы». Зачем? – чтобы не было похоже на детский лагерь. Почему именно «классы»? – трудно сказать, ничего лучше пока не нашли. Начинаем программу как обычно в Зале совета. Но вводная не обычная – без излишнего пафоса. Задача вводной – пояснить суть Мастерской и вместе с детьми разделить ответственность за жизнь, которую предстоит прожить вместе и дело, которое будет делаться в Мастерской.

День 2. Дорабатываем и проводим практикум «Рыцарского щита» по мотивам истории короля Адриана. Создаем из практикума военный совет, на котором каждое слово должно быть аргументировано – увлекательнейшая получается дискуссия! На совете стараемся все вместе внимательно выслушать противоположную сторону, выделить суть ее аргументации и найти контраргументы. По итогам создаем два коротких фильма, в которых сосредоточена вся мудрость короля Адриана (вся, какую смоги понять…), чтобы потомки тоже были к ней приобщены.

 

 

 

 

День 3. Выбираем свой дальнейший путь между двух альтернатив: либо «Ученик Мастерской» либо «Отдыхающий». Рассматриваем все плюсы и минусы каждой позиции, после чего оставляем каждому возможность принять свое решение. Итак, решение принято! Мы – ученики Мастерской. А значит, нам предстоит сложнейший традиционный практикум – практикум «Острие меча».

День 4. Проходим практикум «Острие меча». Узнаем истории великих рыцарей Нарнии: сэра Освальда, предотвратившего великое кровопролитие и гномов Адамаса, предупредивших короля о вероломном замысле колдуньи Джадис. Но, и в той и в другой истории кроется тайна, заставляющая нас задуматься: что именно должны знать потомки об этих героях? За что же их назвали «рыцари Нарнии»? С переменным успехом готовим сценическое действие… Да, рыцарство – не простая наука.

Но, наступает час, и мастера начинаю творить модельный мир Нарнии прямо здесь и сейчас. Мы уже не в Зале совета, а в покоях Руфа, последнего короля из династии Светозаров. «…26 сентября 1998 года от Сотворения Нарнии. Часы на башне Кэр Параваля пробили пять часов по полудни. Только что была отбита ожесточенная атака тельмаринов на стены осажденного города… Король Руф сидел на полу в своих покоях, горестно размышляя о том, в чем его ошибка и что ему теперь делать, чтобы спасти от поругания Вечный город, город-святыню, город, построенный по слову Самого Аслана…»

День 5. Собираем военный совет из учеников Мастерской. Кого послушать королю: воинственную принцессу Руфину, или дипломатичного советника Умбру? Ищем аргументы, выслушиваем оппонентов, спорим – ведь на кону столица Нарнии! И каждый аргумент ложится камнем на одну или другую чашу весов: слева - за тонкую дипломатию, справа – за воинский героизм. Что ж, решение принято. Король Руф отложил перо и взял в руки меч. А мы покинем его ненадолго, чтобы продолжить на практике осваивать рыцарскую науку. Сэр Освальд – не жалея себя рискнул и совершил практически невозможное, чтобы найти для себя смысл войны или отказаться от нее. Он, вместе со своей дружиной, проделал огромный путь через болота и довел дело до конца там, где отступили бы самые сильные и выносливые. Мы, вслед за Освальдом, отправимся на практикум «Узких Путей», чтобы проложить путь через мокрый лес. На этом пути нам предстоит попробовать в трудной ситуации соответствовать тем требованиям, которые сами возложим на себя. Соответствовать тому, что сделает нас в чем-то похожими на благородного рыцаря сэра Освальда, а наш класс – на его дружину. Подготовка к практикуму «Узких Путей»:
- какие требования предъявить к самим себе на время нелегкого маршрута?
- как самостоятельно сориентироваться по компасу и проложить маршрут к точке, обозначенной на карте?
- как разбить стоянку и приготовить себе горячую еду на костре?

День 6. Проливной дождь. Он начался ночью и не думал заканчиваться. Лес, в который нам предстояло отправиться, очень напоминал Великие болота, которые преодолел сэр Освальд… Но, делать не чего, надо идти. Мы промокли до нитки. Мы шли по пояс в грязи. Мы беспорядочно крутили компас и категорично заявляли: «Нам туда!», указывая совершенно в противоположную сторону. Мы промочили спички, но все же развели костер под дождем в совершенно мокром лесу. Мы по щиколотку проваливались в мягкую разбухшую землю, но приготовили еду. Обильная порция самостоятельно приготовленной горячей еды, чай и веселый костер согрели нас. Мы проложили маршрут и вернулись. Дошли, не взирая ни на какие трудности и препятствия. Дошли. И ни один из нас не дрогнул и не сбросил с себя груз требований, добровольно предъявленных к самим себе. Да, это был трудный день и трудный практикум. А сэр Освальд стал как родной.

День 7. К нам приехал священник – отец Иоасаф. Вместе мы совершили богослужение и причащались Святых Христовых Тайн.

И снова мы в покоях Руфа, короля Нарнии, в осажденном Кэр Паравале. А мудрый кентавр Лантараген ставит перед королем выбор, от которого зависит смена эпох и судьба всего мира. Поздней ночью мы покинули Кэр Параваль, приложив все усилия к тому, чтобы король правильно понял, что ждет от него Аслан. Король сделал свой роковой выбор и понес ответственность за него. А мы остановили часы Пространства-Между-Мирами и снова вернулись в нашу обычную жизнь. Нет сомнений – мы стали взрослее. И, возможно, для некоторых из нас, слово «рыцарский поступок» наполнилось особым смыслом, позволяющим и в обычной жизни отделять Добро от зла.

Итоги:

Многие из нас впервые:
- на практике почувствовали, что такое «аргументированное мнение» и попробовали опровергнуть его с помощью контраргументов;
- снимали осмысленный видеофильм, призванный донести некоторую мысль до зрителя;
- прошли сложный маршрут под дождем в мокром лесу по компасу и карте, ни разу не пожаловавшись;
- сами приготовили себе еду на костре и сами съели ее;
- сами предъявляли к себе требования и сами выполняли их, невзирая на трудности;
- читали строки из таинственного Ветхого Завета и понимали их;
- в серьез размышляли о том, Кто Такой Бог, что значат слова «верить в Бога». Причем, от итога этих размышлений зависела не отметка на уроке в воскресной школе, а судьба целого мира;
- впервые участвовали в создании модельного мира, который позволяет на себе пережить, как сложно отличать Добро от зла.

Благодарности:

Мы благодарим всех участников осенней сессии Мастерской игрового моделирования «Нарния. Как исполнилось пророчество». Благодарим администрацию пансионата «Дом для детей «Родничок» за теплый прием и готовность во всем содействовать. Благодарим тех людей, которые много помогали в проведении программы: Михаила Быковского, Николая Михальчука, Алексея и Татьяну Тихоновых. Благодарим за внимание и заботу врача Жанну Эфендиеву. Благодарим за самоотверженный труд наших напарниц-магистров: Анну Алексееву и Елену Николаеву.

 

Руководители проекта «Мастерская игрового моделирования»

Анастасия Тарасевич
Егор Коврижкин

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale