Ближайшая выездная программа:
3 - 10 января 2018
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

МАСТЕРСКАЯ: «Тириан и Последняя победа» – ДЕЛО СДЕЛАНО!


Четвертая летняя выездная программа Мастерской игрового моделирования проходила с 17 по 24 июля 2015 года на территории гостевого дома «Осёнки» (Коломенский район Московской области). В программе приняли участие 30 школьников в возрасте от 7 до 15 лет. Анонс программы

Ведущие программы: Егор Коврижкин, Анастасия Тарасевич, Анна Алексеева, Олег Отченашев.

Смотрите фотографии на сервисах:
Фотографии на Я-фотки
Фотографии в социальной сети Вконтакте
Фотографии в социальной сети Facebook
Скачать все фотографии с четвертой программы Мастерской игрового моделирования можно здесь.

Заметки «на полях»

О дружбе.

Как обычно, программа началась с традиционного блока испытаний на командообразование. После прохождения каждого испытания, мы рассказывали историю, имеющую непосредственное отношение к «последней победе» Тириана. 

 Всего было подготовлено три истории. Замысел композиции историй таков: при поверхностном прочтении первые две из них должны противоречить друг другу. Так, первая история, по видимости, должна рассказывать о том, что ради спасения друга возможно рискнуть всем, в том числе и целым королевством (король Монокерос спасает принца Тириана). В то же время, вторая история (о короле Корсесе) говорит о том, что другом можно пожертвовать ради великой цели (особенно, если друг проявил слабость и не оправдал наших ожиданий). В результате столкновения в понимании этих историй появляется возможность проблематизировать подростков. Задача проблематизации состоит в том, чтобы начать менять саму позицию подростков по отношению к дружбе. Исходно фокус внимания обращен к тому, чтобы выдвинуть требования и критерии по отношению к человеку, который может быть мне другом. Однако, на наш взгляд, это потребительский подход к дружбе. Чтобы дружба стала настоящей, необходимо предъявить требования к себе и начать соответствовать этим требованиям независимо от внешних обстоятельств и выбора, который совершает мой потенциальный (или действительный) друг.

В свою очередь, третья история должна развивать эту тему. При разработке этой истории были поставлены следующие задачи. Герой в ней должен «подставляться», проявлять доверие и предельное уважение к другому, даже если этот другой еще не заслужил ни доверия, ни уважения. Все это герой делает ради того, чтобы послужить Творцу, ставя своего потенциального друга в ситуацию свободного выбора и самоопределения. Таким образом, третья история задаст образ человека чести, который обладает не декларируемой только, но действенной верой. Эта вера проявляется в способности героя оставлять другому пространство свободного выбора, рискуя при этом казаться в проигрыше и стать жертвой вероломства. И эта вера творит чудеса преображения человека.

Так была разработана третья история для этой программы - О короле Тириане и Баргине Крысобое.

О клятве.

В первой истории (Монокерос спасает Тириана) рассказывается о том, что принц Тириан связал себя клятвой по отношению к другу. Он поклялся именем Аслана, что придет на помощь, когда эта помощь потребуется. Этот эпизод в сюжете истории позволил нам обсудить с подростками понятие «клятва». По сути, клятва есть нерушимое добровольное обязательство, взятое на себя человеком. То, чем клянется человек – это его «ставка», т.е. то, чего он лишится в случае неисполнения клятвы. Если клятва дана именем Аслана, то Тириан рискует, нарушив клятву, своим действием сказать, что это имя для него не значимо, как и Сам его обладатель. Тем самым, расплата за нарушение клятвы – есть вера в Аслана и служение ему. На мой взгляд, пример с клятвой позволяет лучше понять, что слова несут на себе не только информационную нагрузку, но и имеют сакральное значение. Причем, это сакральное значение определяется через понятие ответственности. То, какое значение я сам придаю своему слову, то насколько я сам готов исполнить данное обязательство, определяет меня, как личность. В конечном итоге, именно данная Тирианом клятва, позволила ему оказаться в ситуации самоопределения по отношению к своей вере в Аслана и доверию другу, а затем на практике осуществить свою дружбу и совершить одну из величайших побед в истории Нарнии.

Господь говорит в Евангелии от Матфея:

«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя; ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»

(Мф. 5, 34-36)

Кажется, после такой прямой заповеди от Самого Господа для современных христиан пропадает всякая необходимость думать о клятве – ведь клятва запрещена! Однако, я полагаю, что это лукавое размышление. Господь говорит это людям, которые разучились придавать значение словам. Он говорит это в обществе, где человеческая жизнь уже измельчала настолько, что клятвами можно бросаться направо и налево. И за это люди горько расплачиваются: в их жизни более нет ничего устойчивого, незыблемого, постоянного. А вследствие этого, нет ничего по-настоящему возвышенного и вечного. Слова стали пустыми декларациями, а жизнь превратилась в сплошную ложь, лицемерие и рутину. Господь как бы говорит нам: не позорьте себя пафосными клятвами, а научитесь вначале исполнять простые обещания – да, да или нет, нет (Мф.5, 37).

Но Своим словам Христос придает предельное значение и не разбрасывается ими на ветер. Именно поэтому, одного Его слова достаточно, чтобы слепой видел, прокаженный очистился, а мертвый воскрес.

Чтобы раскрыть перед детьми наше размышление о значимости слова, специально для программы «Король Тириан и Последняя Победа» мы разработали историю, в которой герой дает нерушимое обещание верности и исполняет его в таких обстоятельствах, в которых это кажется нереальным. При этом героем движет не суеверный страха перед клятвой, а абсолютно свободное решение. Решение, основанное на понимании, что нарушив обещание, он совершит измену самому себе.

 О реальных событиях.

Центральная моделируемая ситуация программы, это ситуация, когда король соседнего королевства Монокерос просит короля Нарнии о помощи. Дело в том, что Орландия подверглась неожиданному военному вторжению со стороны империи Тархистан. И король Монокерос, помня о данной Тирианом клятве, просит его прийти на помощь в трудный час.

Наши старейшины*, рассмотрев ситуацию и взвесив все «за» и «против», приняли решение отказать Монокеросу и готовить свою столицу к многодневной осаде со стороны тархистанцев. Решение было довольно неожиданным, так что нам, проектировщикам модели, пришлось быстро переделывать наши планы.

 * «старейшины» - это выбранные из детей, руководители четырех звеньев. Именно старейшины на военном совете высказывают мнение звена по обсуждаемому вопросу и отстаивают его. Именно старейшины, в конечном итоге принимают окончательное решение.

Тархистанская армия не заставила себя долго ждать. Расправившись с Орландией, она маршем двинулась на север и через три месяца стояла у стен Кэр Параваля, столицы Нарнии. Тем временем враг уже делил земли Нарнии на участки и распределял их между вельможами императорского двора. Тогда для старейшин, отступивших от исполнения клятвы, пришла пора ответить за свое решение. Прекрасно укрепленная, практически неприступная крепость Кэр Параваль, имеющая внешнюю, среднюю и внутреннюю оборонительную стены, последовательно проиграла битвы на первом и втором рубежах. Защитники сражались не жалея себя, однако натиск врага был слишком силен.  Защитники скрылись за внутренней стеной и возложили надежды на дипломатические усилия своего короля** и его ближайшего окружения.

** «король» - также выбранный самими детьми участник программы, на которого возложена почетная обязанность принимать окончательные решения и руководить обороной города.

Король запросил у Тисрока (императора Тархистана) не разрушать Кэр Паравел и оставить город его исконным жителям. Тисрок со своей стороны предложил проект мирного договора. Договор предполагал, что все земли и города Нарнии отныне будут принадлежать Тисроку, что страна будет переименована из Нарнии в Удел богини Ташь. На таких условиях всем новым подданным Тисрока разрешалось вернуться на свои земли и жить мирно, как и раньше. И все защитники города, как один человек, подписали этот договор. Так наша Нарния перестала существовать…

Когда все решения были приняты, а договоры подписаны, мы собрались, чтобы обсудить «дипломатию» короля. И поняли (надеюсь, поняли), что назвав страну «Удел богини Ташь» мы предали Аслана***, истинного хозяина этой страны, который отдал ее в управление королям и простым нарнийцам при создании мира. Поняли, что даже в нашей безвыходной ситуации у нас была возможность славно «погибнуть» за единственную во всем мире страну, живущую по законам, оставленным Творцом. Мы могли славно завершить историю королевства Нарния, навечно сохранив королевство от жестоких законов Тархистана и власти алчного Тисрока. Но мы предпочли сдать врагу все, ради того чтобы выжить…

*** Аслан – Бог и Творец всего мира Нарнии, утвердивший на заре времен королевскую власть в одноименном королевстве Нарния и утвердивший в этом королевстве законы справедливого суда, помощи слабому и поиска Истины.

Так закончилась наша программа. Мы надеемся, что пережив и осознав это поражение, дети, которые принимали здесь свои решения и воевали, будут серьезнее относиться к словам и не повторят в реальности ошибок, совершенных в модели.

Егор Коврижкин

Руководитель программы


Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale