Ближайшая выездная программа:
3 - 10 января 2018
отчеты о прошедших мероприятиях в разделе
дело сделано
Т в о р ч е с к а я
к у х н я

99 ОВЕЦ: Театральный вечер — дело сделано!



22 декабря 2013 года участники проекта «99 овец» провели Театральный вечер для детей 5 – 11 лет и их родителей. В мероприятии приняли участие около ста человек. Праздник проходил в помещении Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Наша театральная труппа рассказала гостям две истории о том, как совершенно независимо друг от друга два маленьких муми-тролля открыли для себя Бескрайнее Небо.

Посмотреть анонс мероприятия >>

Короткий видеоролик о том, как проходила подготовка и сам театральный вечер:

Второй ролик состоит из интервью с создателями вечера и наиболее ярких кадров с подготовки и репетиций:

Дело:

Семейный Театральный вечер «Маленькие муми-тролли и Бескрайнее Небо». Вечер, на котором со сцены будут рассказаны истории о муми-троллях.

Заказчик:

Собственная инициатива.

Заказ:

Хотим заказать сами себе хороший театральный вечер. В смысле, совсем не хотим показывать детям детский спектакль, в котором взрослые дяди и тети изо всех сил тужатся, чтобы сыграть, как они думают, понятных детям персонажей – очень наивных, немного глуповатых, обладающих крайне бедной палитрой чувств - ведь иначе дети не поймут.

Точно не хотим создавать спектакль на типичную детскую тематику. Принято считать, детская тематика – это что-нибудь очень правильное: обманывать, обижать других, не слушаться старших – плохо, в беду попадешь. А вот говорить все время правду, помогать другим и слушаться – хорошо, тебе ангелы помогут (это если спектакль православный).

Не жизненно все это. В жизни бывает как-то посложнее и поинтереснее. Пожалуй, искренне сыграть ту или иную роль в таком спектакле будет сложновато не только взрослым, но и старшим подросткам. Хм! А разве мы сможем как-то по-другому? Пожалуй, да. Но при условии, что:

1. Тема будет не-детской. Т.е., не о том, что быть хорошим – хорошо, а плохим – плохо.
2. Актеры будут не-взрослыми. Т.е., не те, кто знают о жизни почти все и готовы научить.

Итак, формулируем заказ:
- создать театральный вечер для малышей, состоящий из одного или нескольких коротких спектаклей;
- театральное действие должно сделать зрителей нашими единомышленниками, т.е. пригласить их к размышлению над вопросами, которые волнуют нас (несмотря на то, что зритель может оказаться дошкольником);
- театральное действие должно быть максимально приближено к зрителю, включать зрителя в действие;
- мероприятие должно быть «стильным», т.е. все его части должны быть согласованы между собой и вводить гостей в поле наших размышлений, помогая им лучше понять спектакль;
- мероприятие должно состояться до Нового Года.

Граничные условия:

Помещение: если удастся договориться, то будет зал, коридор и правый класс. Если в это время не будет других мероприятий, то мы сможем пиратски захватить лестницу, холл перед офисом и трапезную.

Время: надо уложиться в 2 – 2,5 часа, и завершить все прежде, чем гости от нас устанут.
Гости: благодаря предыдущему мероприятию (20 октября «Тропа великих муми-троллей»), мы знаем нашу аудиторию – дети от 5 до 11 и родители, которые, по большей части, очень положительно настроены и готовы во все включаться.

Замысел:

«Тропа великих муми-троллей» показала, что истории о муми-троллях сами организаторы понимают крайне примитивно – как интересный, забавный анекдот.
Предстоящее мероприятие должно раскрывать главное столкновение, зашитое в ткань этих историй. Столкновение бытового мира муми-троллей и неисчерпаемого по своей красоте и мудрости мира, лежащего за пределами их суетливой жизни.

Делаем:

Первая встреча, посвященная новому делу.
Задача встречи: зажечь наших ребят новым интересным проектом, вместе найти смысл того дела, которым предстоит заниматься ближайшие несколько недель. Собираем всех доступных участников проекта «99 овец», запираем в правый класс, задаем вопрос: муми-тролли – кто это и что вы о них думаете?

Ожидаемо: все присутствующие делятся на два лагеря. Для одних муми-тролли – забавные добрые бегемотики с пушистой шерсткой. Для других – это такие…, ну, такие!... ну, вы что, не понимаете?! Они – великие! Они открытия совершали!

Н-да… С этим надо как-то бороться. Чтобы реализовать замысел силами участников проекта, необходимо создать более четкое представление о том, кто же скрывается за образом «добрых бегемотиков».

Придется немного отвлечься. Обсуждаем, кто и что знает о Стиве Джобсе? Успешный бизнесмен, очень богатый человек, создатель айфона, враг Биллу Гейтсу, умер…
Мы предлагаем: давайте посмотрим на него, отбросив все перечисленное выше. Попробуем понять его как человека.

Смотрим вместе публичную речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета (2005г.) Вместе восстанавливаем, что за человек перед нами, чем он примечателен, какими способностями и качествами обладает. Проникаемся к нему уважением – в нем есть много того, чего не достает нам. И тут, главная неожиданность: оказывается, для руководителей «99 овец» он – настоящий муми-тролль. Может быть, не самый лучший из муми-троллей, но муми-тролль.

Т.е., Стив Джобс, конечно, не муми-тролль. Но именно такие люди, как он вдохновляют нас на создание упрямых и не унывающих муми-троллей, познающих все на собственном опыте. Егор и Настя рассказывают 99-и три истории про трех муми-троллей, которыми хотелось бы поделиться с гостями.

Решение 1: Наш спектакль будет о трех муми-троллях: Фергюссоне - покорителе Северного полюса, Фууко – создателе Маятника Фууко и Рууте – покорителе Вершины мира. Создаем три актерские труппы, назначаем время для разбора историй и создания сценических образов.


Решение 2: Необходимо написать три сценария. Этим займутся руководители – Егор и Настя.
Решение 3: Необходимо разобраться, в чем смысл этих историй и зачем их рассказывать со сцены маленьким детям. Этим займутся все остальные «99 овец».

Мероприятие не может состояться, пока у него нет названия.
Вопрос: Как все это назвать?
Для начала зададим формат: это будет театральный вечер. Даже семейный театральный вечер, т.к. дети без родителей точно ничего не поймут.
Так. Теперь название. Что объединяет все три истории? Очевидно, их объединяют открытия экзистенциального характера… «Муми-тролли и экзистенциальный кризис» - не подходит. Нужен образ. Несколько часов напряженного поиска, и… эврика!
Решение 4: Мероприятие будет официально называться: Семейный театральный вечер «Маленькие муми-тролли и Бескрайнее Небо». Пожалуй, хорошо отражает замысел.
Настя рисует первую иллюстрацию.

Вопрос: Интересно, а наши «99 овец» улавливают связь историй и нового названия? Проверяем название на актерах: как вы думаете, как связана история вашего муми-тролля с этим названием? Э-э-э… Н-да.
Если истории Руута и Фууко связаны с небом по формальному признаку (в обеих историях упоминается о том, как герой смотрел на небо), то с Фергюссоном сложнее. Его история, конечно, тоже связана с небом, но связь не так очевидна. Этим история и интересна.
Ну да ладно. Оставим на следующий раз…
Решение 5: Театральный вечер будет состоять из 2-х историй, разделенных антрактом. Наши герои: Руут и Фууко!

Вопрос: Каков будет формат спектаклей? Что это будет?
После третьего звонка на сцене появится актер(ы), который(-ые), будут жить своей драматичной жизнью, а потом в конце выйдут из-за занавеса, чтобы получить свои аплодисменты? Нет. Так не пойдет. Так малыши нас смотреть не будут.
Решение 6: Главными на сцене будут сказочники, которые будут вести диалог со зрителем. Их будет двое. Их сказка будет оживать, временами воплощаясь в реальное действие на сцене. Выбираем главных сказочников (сказочниц): Настя и Наташа.
Сценарии написаны. Определяем группу «Дизайнеры интерактивного пространства».
Вопрос: Как будет происходить сбор гостей перед началом? Чем мы займем гостей в это время? Как будет организован антракт?
Можно, конечно, буфет с бутербродами… Но, мы же договорились, что должно быть «стильно»! Нужно разработать специальные муми-тролльские мастер-классы. Каким должен быть «стильный муми-тролльский мастер-класс»? Нужна концепция!

Муми-тролли – это упрямые первооткрыватели, которым крайне сложно учиться на опыте предков. Почему? Да потому, что каждый муми-тролль считает себя самым умным созданием на свете. Если так, то неужели умудренные опытом старики, знающие об этом, никак не позаботились о своих потомках? Неужели они ничего не сделали для своих потомков, чтобы те не повторяли их глупостей? Сделали!

Итак, концепция: все игрушки у муми-троллей были исключительно самодельными, т.е. маленькие муми-тролльчики делали игрушки своими руками. И делались они либо для того, чтобы на опыте проверить то или иное открытие великого предка или для того, чтобы стать подарком к празднику. Годится! Таким образом, мы займем гостей созданием специфических (самобытных – модный термин) традиционных игрушек муми-троллей. Это будут мастер-классы по созданию различных игрушек. Как. Стоп. «Мастер-класс» - плохо!

Решение 7: Перед началом спектакля и в антракте мы приглашаем гостей на четыре ВЕРСТАКА («верстак» – от немецкого «мастерская»). Каждый верстак назовем по имени одного из великих предков (как это делалось на испытаниях «Тропы великих муми-троллей») и на нем гости смогут создать традиционную игрушку муми-троллей.

Вопрос: Как правильно закончить мероприятие?
«Дорогие гости! Удачи на дорогах!» - не пойдет!
Нужно подарить какой-то осязаемый знаковый подарок. Что-то, что напоминало бы гостям о наших героях и их открытиях после завершения мероприятия. Что-нибудь такое…

Решение 8: Впишем в сценарий, что каждый из героев в конце истории появится на сцене с горящим подсвечником в руках. А всем гостям подарим расписанные подсвечники – это сделают актеры со сцены в конце спектакля. За счет этого будет решена еще одна проблема – мы избежим традиционной для театра «попсы» – бурных аплодисментов публики.
(Не то, чтобы мы против аплодисментов, но мы категорически против того, чтобы актер играл на сцене ради славы и успеха).
У подсвечников есть еще один плюс – они хорошо задают атмосферу сказочности происходящего. Итак, нужны подсвечники, расписанные по-особенному, так, чтобы каждый был не похож на другие.

Осталось менее двух недель до мероприятия.
Обстановка стремительно накаляется, а актерская игра пока не выдерживает ни малейшей критики. Невозможно раскрыть глубокие переживания героя, если сам их не переживаешь. А пока что наша игра на сцене напоминает детский утренник с плохо выученным текстом. К тому же, состав актеров все время меняется…

Делаем декорации, закупаем необходимый реквизит.

Актеры собираются на репетицию все вместе только один раз в неделю. Этого катастрофически мало! Из-за отсутствия целостных репетиций, актеры и режиссеры путаются в сценах. Чтобы как-то исправить это, Настя создает «сценарий в пластилине» - собираем макет сцены, лепим фигурки муми-троллей, фиксируем на фото основные моменты спектакля и расстановку актеров по сцене.

8 декабря, воскресенье. До назначенного театрального вечера осталась неделя! Т.е., 168 часов. Проводим инвентаризацию:
- с горем пополам, подглядывая в текст и запинаясь, мы можем сыграть.
- на реальной сцене с реальными декорациями не репетировали ни разу, поэтому, даже не представляем, как двигаться по сцене.
- оформление праздника на начальной стадии – практически ничего нет. Нет даже целостной задумки оформления.
- пока что не предпринято никаких действий по рекламе. Не размещена информация на сайт, не сделана рассылка, не разработаны приглашения.

Вопрос: Может, отменим?
8 декабря, воскресенье, вечер. Мы в трапезной ПЦ, едим самодельную пиццу и вареники. Нас – человек пятнадцать-двадцать. Устали после долгой и бестолковой репетиции – по сути, первой настоящей репетиции.
Дальше так продолжаться не может. Мы будем делать мероприятие силами тех людей, которые готовы ответственно отнестись к своей роли. Пришел на репетицию – значит, играешь в спектакле. Не пришел – не играешь. И эту роль из сценария вычеркнем.
Решение 9: Переносим театральный вечер на одну неделю, т.е., на 22 декабря. Отменим или нет – зависит от ответственности актеров. Решение примем по окончании следующей репетиции.

Группа разработчиков оформления осталась брошенной, т.к. оба руководителя (Настя и Егор) все время заняты репетициями. А самостоятельно работать у дизайнеров пока не получается. Решение 10: В команде новый игрок - Николай Михальчук, руководитель оформителей. Коля! С тебя концепция!

15 декабря – настал час генеральной репетиции. Впервые мы увидим все от начала до конца. Напряженная тишина. Актеры, не выучившие текст, должны придумывать свои слова сами. Точнее, не придумывать, а жить своими персонажами, максимально естественно передавая образ героя. Александр играет Фууко. Полина – Руута. От их игры, от их понимания переживаний героя зависит практически все.

Но самое важное произошло для нас не на репетиции, а сразу после нее. Мы сели в круг и говорили о том, что произошло сейчас на сцене и что это значит для нас. Разговор получился не долгий, но сильный. Настолько сильный, что Настя тут же нарисовала вторую иллюстрацию и написала свой личный комментарий.

«Репетиция отгремела.
Выдохнули, вытерли пот со лба. Мы сидим в кругу, немного оглушенные произошедшим. Подумать только! Сейчас мы впервые сыграли все от начала до конца!
О чем наш театральный вечер лично для тебя?» - вопрос задан. Мы здесь, рядом: две актерские труппы и режиссеры – в одном кругу. С нами два зрителя – Олег и Валера. Олегу первое слово… Дальше высказываются те, кто могут и хотят. Спорят, пытаются понять друг друга. То, что казалось самым важным: актерская игра, проблемы с декорациями, отсутствие музыки и даже не включенное в розетку «солнце» - отходят на дальний план. Есть только размышления, открытия и поиск, напряженные попытки заглянуть в самих себя и понять, ради чего лично я делаю этот вечер. 20:00 – пора заканчивать. Идем смотреть презентацию группы «Дизайнеров».
Все вышли из зала, остались только наши стулья, стоящие в кругу, и тишина, тоже немного наша».

Анастасия Тарасевич


Итак, два месяца напряженных трудов подходят к концу. Мы на финишной прямой.
Вопрос: Все-таки, какие верстаки мы проводим и как они будут называться? Решение 9: Верстаков четыре – верстак Френсиса Трейка, верстак фрекен Снорк, верстак Дедула и верстак Архитролля.
Ниже приведены постеры, созданные для информирования тех участников проекта, которых не было при принятии этого решения.

Разрабатываем красочное приглашение на мероприятие. Рассылаем его по клиентской базе лагеря «Звезда Вифлеема».

Вопрос: Как на сцене вести себя двум сказочницам, чтобы это не напоминало женское телешоу? Необходимо как-то разделить функции.
Решение 10: Сказочница, рассказывающая истории о муми-троллях, будет одна – Наташа. Но будет и другая сказочница. Она не будет рассказывать никаких историй. Ее задача – ввести зрителей в позицию со-размышления, задать главные вопросы и смысл всему происходящему.

Количество участвующих в деле людей из «99 овец» стремительно растет, а времени на то, чтобы поближе познакомить людей друг с другом, нет.
Вопрос: Как сделать так, чтобы всем организаторам были известны хотя бы в лицо и по именам основные организаторы процесса?

Решение 11: Размещаем ВКонтакте схему основных лиц Театрального вечера и их зонами ответственности.

Дальше – несколько напряженных дней с репетициями, доработкой, усталостью и слезами.

Наши любимые взрослые магистры, которые так давно не бывали на встречах «99 овец» - все хотят прийти 22 декабря, помочь.
Это – стихийное бедствие, угрожающее завалить наш театральный вечер и превратить его во «встречу выпускников». Этак мы забудем про наших гостей-малышков. Ну как тут не забыть, когда к нам впервые за год пришел любимый бородатый магистр?!
Тут было явлено истинное лицо руководителей проекта «99 овец»...
Отказываем всем магистрам. Для всех остальных Вконтакте размещаем пост:

22 декабря, 9:00 – все в сборе. Вечер начнется в 17:00, но у нас еще масса недоделок.

Время начинать.
Торжественно, в кругу одеваем сиреневые мантии на сказочников, ведущих верстаки и встречающих гостей.
Начинаем!
Гостей собралось много. Все четыре верстака были перегружены и с трудом справлялись. Да, жалко, что не хватило времени получше подготовить их ведущих…
Начался спектакль – зал набит до отказа. Зрители с нетерпением ждут, даже не представляя, что сейчас будет. А мы с ужасом думаем о том, как не оправдаем их ожидания и как останемся непоняты. Дорогие гости, большие и маленькие! Спасибо вам за ваше терпение и понимание!
Итак, последние слова последней сцены последней истории. В воздухе витает слово «КОНЕЦ» и актеры торопятся поскорее завершить…
Зрители не ожидали увидеть то, что увидели. Они тихие и немного ошарашенные. Актеры выходят на сцену и передают в робкие руки горящие подсвечники. Как будто отдают частицу наших героев муми-троллей, бережно, боясь расплескать или ненароком задуть. Как будто говорят: «Возьми, не растеряй! Пусть Бескрайнее Небо войдет в твою жизнь и изменит ее!»

Все. Гости разошлись. Мы сели в большой круг все вместе и с изумлением обнаружили, что нас тридцать человек! Тридцать человек – тех, кто организовал это сложное мероприятие. Кто-то работал над ним два месяца, с самого первого дня. Кто-то присоединился только сегодня. Сейчас мы сидим здесь, все вместе. Мы понимаем, что ДЕЛО СДЕЛАНО.

Итоги:

«99 овец» готовились два месяца и провели Семейный театральный вечер «Маленькие муми-тролли и Бескрайнее Небо». Для самих организаторов муми-тролли Руут и Фууко стали настоящими героями. Никто теперь не скажет, что они – «милые пушистые бегемотики».
Гостями театрального вечера стали 56 детей и около сорока взрослых. Этим людям мы попытались через театральный образ сказать об огромном разрыве между бытовой жизнью каждого из нас и неисчерпаемым необъятным Небом, скрывающим в себе тайну бытия. Зачем? На этот вопрос, пожалуй, пусть каждый ответит сам.

Благодарности:

Мы благодарим актеров:
Тех, кто трудился над историей про Руута, покорителя вершины мира: Полину Гаврилову, Антона Сидорова, Максима Поваго, Александру Юдину и Григория Гаврилова.

Тех, кто трудился над историей муми-тролля Фууко: Александра Арсеньева, Григория Гаврилова, Софию Карагезову и Елену Ильину.

Благодарим Наталью Финогенову - сказочницу, которая рассказала две эти истории.

Благодарим тех, кто оформил помещение и создал пространство диалога (интерактивного взаимодействия) между организаторами и гостями:
Благодарим группу оформления: Марию Озерникову, Ольгу Макоед, Варвару Воронину, Александру Воробьеву.

Благодарим ведущих настоящих верстаков по созданию традиционной игрушки муми-троллей: Олега Отченашева , Елену Макееву, Максима Вовченко, Ольгу Макоед. И, конечно, помощников ведущих: Дарью Абдуллину, Полину Никулину, Романа Вовченко, Александру Титову.

Благодарим тех, кто встречал гостей и создавал для них сказку с самого порога Александра Краснодед и Маргариту Алтунину. Благодарим их руководителя – Николая Михальчука.

Благодарим помощников:
Илью Воюш – нашего звукорежиссера, который остался в тени и не запечатлен ни на одной фотографии, но без которого вечер был бы совсем другим. Михаила Быковского, Павла Николаева и Валеру Петрова, организовавших чай со сладостями для гостей и оборудовавших помещение до и после нашего вечера.

Благодарим специалистов по фото и видео, запечатлевших образ этого события:
Сергея Веретенникова и Екатерину Финогенову за прекрасные фотоотчеты. Татьяну Ковалеву за самоотверженные съемки в условиях репетиций и подготовок и создание фильма для нас.

Благодарим всех тех, кто поддерживал и помогал нам, «их же вемы и их же не вемы»…

Руководители проекта «99 овец»
Анастасия Тарасевич
Егор Коврижкин

Мастерская в сети

Новости


Подписка на рассылку

Пожалуйста, введите свое имя и адрес электронной почты:

burberry cashmere scarf burberry scarf sale burberry cashmere burberry scarf sale